Ни для кого не составит труда сказать, чем занимается парфюмер. «Это человек, создающий аромат» — ответит каждый, и это будет правильно. Но мало кто знает, как именно создаются новые ароматы, из чего состоит рабочий день парфюмера. Эта профессия окутана множеством мифов и фантазий, а парфюмеров считают алхимиками, магами, колдунами. И действительно, им удаётся создавать из разных материалов то, что затрагивает самые глубокие струны нашей души. Но давайте оставим в стороне романтический флёр и попробуем разобраться в том, как работают создатели парфюмерных композиций.
Очевидно, что ароматы не появляются из ничего, их нужно составить из разных веществ. На заре появления парфюмерии, в Древнем Египте и в Древней Греции уже существовали первые технические устройства, предназначенные для дистилляции эфирных масел из цветов и плодов, активно применялись смолы и древесные материалы, добывались пахучие железы и вещества животного происхождения. Всё это использовалось для ароматизации жилищ, ритуалов, церемоний и ароматерапии.
В дальнейшем методы получения эфирных масел стали более совершенными, но кардинальный качественный скачок возник лишь в Новое время, когда началось бурное развитие химической науки и появилось аптечное дело. Создание парфюмерии стало сосредотачиваться в аптечных лабораториях и подвалах, и уже тогда сформировалась устойчивая связь между парфюмерным мастерством и химическим знанием. Теперь для работы парфюмера стало недостаточно хорошо различать и соединять запахи, нужно было быть и обученным химиком.
Первыми парфюмерами, которые стали работать в новых технологических условиях, стали мастера из Грасса, разрабатывавшие ароматизирующие соединения: сначала для нужд кожевнической промышленности, а затем для декоративных целей.
А в 1709-ом Джованни Фарина, работавший в городе Кёльне, создаёт так называемую «кёльнскую воду» или «одеколон». Отметим, что сочетание цитрусовых масел, абсолюта нероли и других зелёно-цветочных компонентов уже было известно средневековым монахам, сама идея не была новой. Тут важна техническая и организационная сторона дела, а также то, что это был первый парфюм в нашем смысле слова — ароматический продукт для ношения на теле и на тканях. Вплоть до середины 20-ого века парфюмер был одновременно составителем композиций, технологом и продавцом собственных духов, нередко занимаясь выращиванием отдельных растений для личных нужд.
С середины 20-ого века организация производства становится масштабнее и начинает включать в себя работу множества людей разных специальностей. Вместе с этим, труд парфюмера становится более конкретизированным. Его единственной задачей становится исключительно разработка парфюмерной композиции. Кто-то организует рабочий стол просто, выставляя ряды склянок с этикетками, пипетки, блоттеры и тетради для записей. Другие делают из своей работы особый ритуал, создавая настоящий «ольфакторный орган», где на каждом уровне конструкции ноты распределены по группам: цитрусы, белые цветы, пряности и так далее.
Если раньше парфюмер должен был работать в настоящей лаборатории и помимо прочего хорошо разбираться в технике, то теперь ему не нужно сидеть среди многочисленных аппаратов — достаточно множества склянок с ароматическими жидкостями и листка бумаги, чтобы записать формулу и пропорции. Но от этого труд парфюмера не становится легче. Иногда чтобы получить итоговую композицию, требуются десятки, а то и сотни попыток, поэтому работа может занимать годы. Но по итогу, мы получаем возможность приобщиться к прекрасному через обоняние. Именно поэтому аналогия между парфюмером и алхимиком сохраняет в себе долю истины.
✅ Товар добавлен в корзину!