Каталог
Информация
Практически каждый из нас слышал от консультантов или знакомых такие слова: «Вот, послушайте этот парфюм», «Ого, как звучит этот аромат!». Но спрашивается, причём тут звук и слух, если запахи мы чувствуем носом, а не ушами? Вообще, кто и когда стал говорить “слушать духи”?
Чтобы понять, откуда пошло такое лингвистическое соединение слуха и обоняния, нужно переместиться в викторианскую Англию, в середину XIX века. В то время жил и работал химик Септимус Пиесс, который стал известен благодаря своей теории соответствия ощущений. Он считал, что если вся материя обладает волновой природой, подобно звуку, то это относится и к запахам (ведь он возможен, если в среде есть достаточное количество душистых веществ). А значит, если следовать этой мысли, обоняние подчиняется тем же принципам гармонии, что и в музыке.
Это — ключевой тезис его работы «Искусство парфюмерии». В этой книге он также излагал свои идеи о правильных парфюмерных композициях. Слово “аккорд” как устойчивое соединение нескольких нот тоже было впервые использовано Пиессом.
Конечно, эта теория более, чем сомнительная. Чем дальше по ходу истории, тем больше появлялось примеров того, как может запах быть приятен, понимание эстетики аромата стало гораздо более гибким, да и сама парфюмерия стала куда разнообразнее. Во времена публикации ещё не было “альдегидной революции”, не были синтезированы многие ныне привычные душистые вещества (такие как кашмеран, калон, бета-ионон и многие другие). Также не существовали жанры фужерных и шипровых парфюмов, акватики, минералики и гурманики. Но главный вклад Пиесса — расширение ольфакторного словаря, который сам по себе весьма скуден у любых народов мира.
Благодаря дискурсу, представленному в “Искусстве парфюмерии”, речь о духах стала более выразительной и содержательной, у людей появилась возможность более ёмко и полно говорить о том, что они “слышат” своими носами.